Что ищет человек в религии? Совершенствования, избавления от скверны, внутренней неустроенности, греха. Он ищет целостности, внеонтологической укоренненности. В греческом языке слово «сотерия» — имеет два основных значения: целостность и спасение. Но обретает ли религиозный человек ту самую целостность или спасение? Ответить на этот вопрос стараются все религии мира, начиная от наиболее примитивных, встречающихся в сибирских поселениях и джунглях Амазонии, до самых изысканных мистических восточных и рациональных западных, и вопрос этот тревожит людей сегодня не менее, чем в древности.
Позвольте мне привести здесь диалог двух людей, как раз на эту тему:
— «Равви! Мы знаем, что Ты учитель, посланный Богом. Никто не может совершить такие знамения, какие Ты совершаешь, если Бог не с ним».
— «Говорю тебе истинную правду: только тот, кто родится свыше, сможет увидеть Царство Бога!»
— «Как может взрослый человек вновь родиться? ...Ведь он не может вернуться в материнскую утробу и родиться второй раз».
— «Говорю тебе истинную правду: только тот, кто родится от воды и Духа, сможет войти в Царство Бога! То, что родится от плоти, есть плоть; только от Духа рождается дух. Не удивляйся тому, что тебе Я сказал: “Вам надо родиться свыше”. Ветер веет, где хочет. Ты слышишь, как он шумит, но не знаешь, откуда он и куда направляется. Так и с теми, кто родится от Духа».
— «Разве такое может быть»
— «Ты — учитель Израиля и не знаешь таких вещей?»
Как вы уже догадались, я процитировал отрывок из третьей главы Евангелия от Иоанна: знаменитую беседу еврейского старейшны, фарисея по имени Никодим с Иисусом Христом (цит. по «Радостная весть», РБО 2000).
Широко распространено убеждение: чтобы расположить к себе Бога, получить Его прощение и попасть на небеса, надо быть очень религиозным человеком. Таким, например, как евангельский Никодим. Он глубоко и искренне верил в Бога, и потому примкнул к влиятельной религиозной группе, положившей основание талмудическому иудаизму, – фарисеям. Один из известнейших историков древности Иосиф Флавий тоже был из фарисеев. Флавий писал, что фарисеи «ведут строгую жизнь и отказываются от всяких удовольствий. Они следуют лишь тому, что разум признаёт за благо». Фарисеи стремились не упустить ни одной йоты в законе, дотошно выполняя все предписания. А таких требований было более шестисот.
У Никодима было доброе имя. Он жил по заповеди: «Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив» (Лев 18:5). А это значит, что он безупречно выполнял все обряды, не пропускал ни одного богослужения, поста и молитвы. Он был учителем Израиля, то есть, если выразиться современным языком, преподавал богословие в самых престижных ВУЗах. Можно предположить, что его имя стояло в одном ряду с такими именами как Раби Шаммай, Гиллель, Раби Иохан бен Закай. Никодим был начальником Иудейским, то есть имел вес в обществе. Его религиозность, искренность и мудрость не могли не снискать ему уважения и почета среди еврейского народа. Казалось бы, все вышеперечисленное обеспечат любому человеку высшие мирские ценности, говоря нашим языком, — звезду на тротуаре славы в Голливуде, и захоронение на Новодевичьем кладбище, — и даже место на небесах – рядом с Творцом.
Никодим хорошо понимал, что в своей религиозности он – пример для современников. И всё же испытывал в душе какую-то неудовлетворённость, пустоту. Подобное ощущали и ощущают сегодня многие люди. У Ивана Франко в рассказе «Цыгане» есть такой фрагмент. Стражник обнаруживает в пещере у костра людей и допытывается:
— Кто вы такие?
— Цыгане…
— А что вы тут делаете?
— Пропадаем…
Не зная, что делать, куда себя деть, сегодня многие не живут, а пропадают. Жизнь превращается в существование, а слёзы смеха — в слёзы отчаяния и одиночества. «И при смехе болит сердце и концом радости бывает печаль» (Притч 14:13), — так выразил это мироощущение премудрый Соломон. Видимо, Никодим понимал, что несмотря на все свои религиозные усилия, а религиозность подразумевает связь с Высшим, с Богом, он одинок, что он не может безбоязненно жить в мире греха и страстей, что нет у него сердечного мира.
Конечно, он больше чем кто-либо мог бы надеяться на свою религиозность. Но даже малая вероятность ошибки в этом вопросе смущала его. Никодим ищет ответы на жизненно важные вопросы: можно ли исполняя все обрядовое правило, угодить Богу? Какова подлинная суть духовной жизни? Никодим понимал, что не может ответить на этот вопрос, и находился в поиске истинного ответа.
Сколько жив человек, поиск истины продолжается. Люди ищут смысл жизни, строят свои представления о счастье. Философы пишут труды об утопии: о золотом веке, об островах блаженных, о вечном мире. Так родились, «Новая Атлантида», «Путешествие в землю Офирскую». Сегодня певица Диана Гурцкая поёт «Идиллию», в Республике Коми строится Город Солнца. Человек подсознательно, ощущает в себе безбрежную вечность. В Писаниях сказано: «Бог…вложил мир (вечность) в сердце их» (Еккл 3:11).
Никодим почитал Христа как Учителя от Бога. Поэтому он решил обратиться к Иисусу за помощью. Христос принял Никодима сразу — у Бога всегда есть время для приходящих к Нему. «Ко Мне обратитесь и будете спасены, все концы земли; ибо Я Бог, и нет иного», — написано в книге пророка Исайи (45:22). Никодим не стал называть свои титулы, не стал он и сранивать себя с другими, менее религиозными, людьми. Он хотел одного — приблизиться к Богу. Христос заговорил о Царстве Божьем.
Выражение «Царствие Божие» указывает на высшую цель человеческого бытия. Это библейское понятие выражает правление Бога в мире. Бог создал мир из ничего. «Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр 11:3). Богу подчинены законы природы и сам человек. «В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти» (Иов 12:10). Царствие Божие, акт правления Бога, выражается в двух измерениях: в истории и в вечности. Сегодня Бог Духом Святым утверждает Царство в сердце человека.
Но если религиозность, общенародное признание, нравственная жизнь и прочие наши дела не ведут в Небо, как быть? Вот собственно в чем был вопрос Никодима. Христос ответил ему: «Если кто не родится свыше не может увидеть Царствия Божия…должно вам родиться свыше» (Ин 3:3,7). Христос как бы сказал: «Никодим, ты хочешь получить прощение грехов, обрести спасение и достигнуть небесной обители? Ты должен родиться свыше!» Истину о рождении человека свыше Христос повторил трижды. Религиозность, нравственность, добрые дела, всё это замечательно, но это не помогло Никодиму перейти ров, отделявший его от Бога, и войти в Царствие Божие. Не поможет это и тебе, друг.
Представь, ты идёшь по тропе. Добрые люди предупредили, что на пути — ров. Ты тащишь с собой доску — добротную, дубовую. Подошёл. Но ров оказался шире длины твоей доски. Ров шириной в пять метров, а доска — четыре метра восемьдесят сантиметров. Как ни клади, а доска коротка. Человека от Бога отделяет ров греха. Одной религиозности не хватит, чтобы перейти на другой берег к Богу. Для того, чтобы получить прощение и спасение, человек должен «родиться свыше». Рождение свыше — это тайна Божья. Христос объяснил, что Святой Дух возрождает человека.
У нас есть тело. В теле — душа и дух. Дух — это руководящий принцип жизни. От рождения наш руководящий принцип греховен и выдаёт зло. Человек — от рождения грешен. Он расположен к самозамкнутой, ущербной жизни от рождения. Святой Дух как бы перенастраивает руководящий принцип человеческой души. Рождение свыше — это милостивый акт Бога, который Он совершает в душе человека и благодаря которому руководящий принцип жизни становится святым. «И дам им сердце единое и дух новый вложу в них…» (Иез 11:19). Рождение свыше преображает грешника в новое творение, «созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф 4:24). Только после того, как Бог возродит человека к новой жизни, сможет человек жить чисто, праведно, свято и совершать «добрые дела, которые Бог предназначил…исполнять» (Еф 2:10).
Всем нашим бытием мы восстаём против Бога. «Нечист и растлён человек, пьющий беззаконие как воду» (Иов 15:16). И это неопровержимый факт. Христос знает: человека не изменит ни образование, ни религия, ни философия, ни благотворительность, ни исправительное учреждение, ни пластические операции, ни кодирование, ни генная инженерия. И наша греховность губит нас, превращает в тлен. Поэтому нам нужна новая сущность, мы должны родиться заново, родиться свыше в новую жизнь. Царствие Божие это не только наше настоящее, но и наше будущее. Вечная жизнь начинается с Богом на земле и продлевается в бесконечность. Философ Томас Карлейль сказал: «Жизнь — это слабый отблеск времени между двумя вечностями». Человек создан для вечности. Слишком уж абсурдна мысль, что тот, кто носит в себе образ Божий предназначен лишь к тому, чтобы стать удобрением ромашкам да одуванчикам. Земная жизнь лишь начало Жизни.
Христос говорил, что для человека есть два пути — узкий и широкий. Широкий путь ведёт в погибель, а узкий — к Богу, в Царство Божие. Золотой середины, на которую расчитывают многие, нет. Иисус призывает: «Входите тесными вратами…» (Мф 7:13). Небо — не иллюзорное пристанище для недалёких, наивных и суеверных невежд. Душа человека рвётся в небо. Требует неба разум. Бог заверяет, что небо есть. Христос сказал: «Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я» (Ин 14:2–3).
В конце XIX века Васнецов нарисовал картину «Каменный век». На полотне изображена ликующая толпа дикарей, поедающая мамонта. Праздник животных страстей. Современные люди поедом едят друг друга. С необыкновенной скоростью распространяется наркомания, мир охватывает эпидемия СПИДа, на каждом шагу разводы, пьянство. Среднестатистический житель СНГ выпивает до 16 литров спирта в год, при международном хроническом потолке в 8 литров. К 16 годам молодёжь успевает увидеть на экране 150 тыс. убийств. Преступления становятся всё более жестокими. Молодеет проституция, а ее клиенты становятся всё более пожилыми. Лже-религии распространились, словно метастазы по всему миру. «Каменный век» продолжается. Все это плоды духовного заблуждения. Вот почему Христос сказал: «Должно вам родиться свыше». Родиться свыше может каждый — ребенок, молодой или пожилой человек, он может быть любой национальности, исповедывать любые убеждения.
Бог может даровать новое рождение в любое время и на всяком месте: днём и ночью; весной и осенью; в храме и в комуналке. И хотя сам процесс рождения свыше духа человеческого никак нельзя зафиксировать – не поможет ни компьютер, ни микроскоп, — но результат его можно наблюдать в жизни любого возрождённого человека. Рождение свыше изменило жизнь Никодима. До встречи со Христом Никодим был человеком сомневающимся, встреча со Спасителем дала ему силу свидетельствовать. Скорее всего, именно он рассказал о Спасителе приближённому Пилата — Иосифу из Аримафеи (Ин 19:38–42); и потом они вместе похоронили распятое тело Иисуса. Как Бог возрождал людей к новой жизни в древности, так Он возрождает людей и сегодня. «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое» (2 Кор 5:17).
Что делает возможным возрождение человека? Инициатива и желание Божие! Бог любит нас, потому и хочет возродить к новой жизни. «Восхотев, родил Он нас словом истины...» (Иак 1:18). Благодаря смерти и воскресению Христа открывается возможность Богу возрождать нас к новой жизни. Христос умер за грехи наши, искупил нас Своей Кровью, воскрес из мёртвых ради нашего оправдания. «Благословен Бог… по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мёртвых к упованию живому» (1 Пет. 1:3). Сия Благая весть обладает неземной, божественной силой. Ее проповедь дает Господу возможность возрождать грешников. «Благовествование Христово… есть сила Божия ко спасению всякому верующему» (Рим 1:16). И конечно же, действие Святого Духа в сердце грешника делает возможным рождение свыше. «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости… Святым Духом» (Тит 3:5).
Дорогой друг, Бог сделал всё для того, чтобы возрождение твоей грешной души стало возможным. Теперь дело за тобой. Обратись к Богу, не откладывая! Еще Эпикур заметил: «Жизнь гибнет в откладывании». Мы ведь не знаем, что ожидает нас в следующее мгновение. Возможно, ты спросишь: «Что мне нужно сделать для того, чтобы Бог возродил меня для Своего Царствия? Как получить прощение грехов? Как обрести спасение, способность не грешить и сердечный мир?»
Для этого необходимо покаяться: признать свою несостоятельность, признать то, что нуждаешься в благодати Божьей, изменить свои ценности и образ жизни. Иоанн Кронштадтский великий российский святитель, призывал: «А жить, и жить вечно – хочется ли? Как не хотеть! Так кайся же немедленно…»
Спасает вера в Господа Иисуса Христа. «Истино, истино говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин 6:47).
И наконец, необходимо следовать за Христом в слове, поведении, мыслях и учении. «Христос пострадал за нас… дабы мы шли по следам Его» (1 Пет 2:21).
В Средневековье замки окружали рвами с водой. Попасть в замок можно было только через подъёмный мост. Феодал решал, когда спускать мост и когда его поднимать — кого пускать в замок и кого выпускать. Друг, ты — хозяин замка своей бессмертной души. Бог предлагает Свою помощь. Он хочет войти Святым Духом в твою жизнь и возродить тебя, утвердить Царствие Божие в твоей жизни. Бог не сделает это вопреки твоей воле. Ты должен сам принять решение и впустить Христа в сердце. Не откладывай своё обращение. Обратись к Богу сейчас!
© 2023 Религиозная организация Христианский центр «Возрождение» евангельских христиан-баптистов | Политика конфеденциальности | Разработка сайта Agente & Kommunion |