Возрождение/Вера и практика/Проповеди/Иисус Христос — наш Современник

Иисус Христос — наш Современник

В наше время культура находится в кризисе постмодернизма. Почему в кризисе? Эта культура ниспровергает абсолюты, предлагая взамен игры и самовыражение.

Так ли уж нужен нам Иисус Христос в век атома, генетики, информации и космических полётов? Подобные вопросы задает себе обыватель. А стоит ли удивляться? Мы ведь привыкли, что в нашем мире все меняется и устаревает. Зачастую взгляды одного и того же мыслителя в течение жизни меняются настолько, что невольно спрашиваешь себя, тот ли это человек? Достаточно вспомнить трансформацию взглядов отца «Капитала», когда страстный сторонник Гегеля стал его критиком.

Все философские системы устаревали. В нашем изменчивом мире изменяются даже мировые религии. Христианство проделало большой путь от катакомб до имперской религии, и от нее — к Реформации. Менялись формы, устройство Церкви, но неизменной остается истина, проповедуемая христианской Церковью, ибо это истина о неизменной любви Бога к людям, явленной в Иисусе Христе. Иисус Христос остается верным и неизменным. О Господе в Библии сказано: «Ты — тот же» [1]. Любое изменение — признак несовершенства. Изменение связано либо с совершенствованием, либо с утратой совершенства. Христос совершенен во всём, потому что Его совершенство Божественной природы. Христос не находится в процессе становления, как каждый из нас. Никто и ничто не заставит Его изменить Себе. Григорий Нисский в четвёртом столетии писал: «Божество не подлежит превратностям и изменениям, так как нет ничего такого, что было бы лучше Его и во что Оно могло бы преложиться» [2].

Говоря о неизменности Иисуса Христа, мы отнюдь не утверждаем, что Он статичен и замкнут в Своём совершенстве. Христос исполнен творчества. Но даже при колоссальной творческой отдаче Он не изменяется, не иссякает и не перестает Себя отдавать. Он изменяет всё, к чему Он прикасается, но Его изменить не может ничто. Рассудком трудно постичь неизменность Христа, так как всё творение, в том числе и сам человек, произошли из ничего — в ничто они и превратятся, если не сохранит их неизменный Бог. В Иисусе Христе сочетается вечность и время, постоянство и движение, древность и актуальность, божественное и человеческое. «Я — Господь, я не изменяюсь» [3].

К сожалению, религиозные люди, стараясь как бы «помочь» Богу предстать перед миром неизменным, «обрядили» Его в древность, «заморозили» в культуре первого столетия или, в лучшем случае, Средневековья. Не потому ли наши современники, живущие в полосе обгона и привыкающие к кредитным карточкам и сотовым телефонам, считают вечного, неизменного Христа не поспевающим за жизнью, а потому и не стоящим внимания современного человека? Проблема мнимой неактуальности Христа кроется не в Иисусе, но в том, что религиозные люди, возможно, с самыми благими намерениями, представляют Христа застывшим во времени.

Но человек-то хочет найти неизменного и одновременно актуального Бога. Чаадаев П. Я. написал когда-то: «Если бы в те времена, когда я искал религии, я встретил бы в окружающей меня среде готовую, я наверное принял бы её; но не найдя таковой, я принуждён был принять исповедание Фенелонов, Паскалей, Лейбницов и Бэконов» [4]. Певец Александр Малинин, наш современник, выражает в песне чаяния человека: «Дай Бог найти живым Христа... Дай Бог ну хоть немного Бога...» [5].

Христос, пребывавший в необъятной вечности, приняв образ человека и прожив краткую земную жизнь, отмеченную подвигом распятия и торжеством воскресения, продолжает Своё безначальное бытие в человеческой истории.

Для христиан всех веков Господь Иисус Христос остается их Современником, потому что Христос несет им спасительную истину, актуальную именно для их времени, ее надо только услышать и понять. Сегодня христианин ХХI столетия повторяет вслед за древним Иовом: «Я знаю, Искупитель мой жив» [6].

В наше время культура находится в кризисе постмодернизма. Почему в кризисе? Эта культура ниспровергает абсолюты, предлагая взамен игры и самовыражение. Она освобождает разум человека от старых стереотипов, но для чего? У Христа есть слово и для современного человека: хочешь быть свободным — познай истину. Сомневаешься в возможности познания вообще? Господь ободряет: ищите и найдете, стучите — и отворят вам. Постмодернизм склоняет человека к игре ради игры. Христос — к свободному сотворчеству, результаты которого скажутся и в далеком будущем. Будущее у культуры есть только со Христом. Постмодернистское ниспровергательство может избавить от ложных стереотипов, но наполнить жизнь подлинным, вневременным смыслом может только Спаситель.

Господь Иисус Христос современен в Своих делах. Кто-то, возможно, скажет: «Так где же Христос? Чем занят Он сегодня? Где можно встретить Его?» сегодня Христос делает то же, что делал при земной жизни. Различие лишь в том, что Христос проявляет Себя в делах верующих в Него людей, объединённых в Тело Его, пребывающее во всём мире, — в Церковь. В земной жизни Христос был Апостолом [7], Пророком [8], Благовестником, Пастырем, Учителем. Для продолжения труда и осуществления Своих извечных замыслов в последующие века Сам Христос Духом Святым «поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» в Церкви. [9] Всё, что Христос совершал во время земной жизни, сегодня совершает благодатью Его Церковь. «Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит...» [10]. Дело Христа совершается в новостройках Москвы и в джунглях Амазонии. Обширность труда современной Церкви превосходит во много раз объём служения Христа в земной деятельности.

Господь Иисус Христос продолжает делать Свои дела в современном обществе через людей, принадлежащих к разным слоям общества, имеющих разные профессии, людей разного возраста: детей, молодых, взрослых и пожилых. Примечательно, что в Новом Завете самые видные и активные последователи Христа — не монахи и не священники, но обычные люди: рыбаки, таможенники, пастухи и разнорабочие. Христос и сегодня продолжает через таких людей актуальное служение благовестия, наставничества, душепопечительства и вспоможения.

Сегодня Христос также спасает и преображает человека, как и на страницах Евангелий.

Человек — в глубине души — стремится к совершенству, как внешне, так и внутренне. Не потому ли непомерно растёт число салонов красоты, занятий по аэробике и шейпингу, стоматологических кабинетов, парикмахерских и клиник пластической хирургии? Людям хочется быть здоровыми и красивыми. Не потому ли многие умы человечества заняты вопросами усовершенствования человека?

Сможет ли человек подняться над своими пороками, одиночеством, смертностью? Человек стремиться любыми путями уйти от своего несовершенства — стать сверхчеловеком. Не потому ли человек заворожен идеей клонирования?

Некоторые учёные исповедуют трансгуманизм, то есть философию науки, которая изыскивает возможности усовершенствования человека. С помощью биологических и иных технологий они рассчитывают вывести человека высшего класса. Приверженцы идей трансгуманизма не ждут милости ни от природы, ни от Божества, но прилагают все усилия, чтобы ускорить процесс эволюции и довести человека до стадии пост-гуманоида. Биолог Ли Сильвер в книге «Переделывая Эдем» [12] пишет, что через какую-нибудь сотню лет генетики создадут качественно новый вид человекообразных. Это существо будет либо полностью синтетическим, либо биосинтетическим. Человеку надоело быть человеком, подверженным порокам и смертности; ему хочется новой жизни.

Бог, видя трагедию современного человека и его желание реализовать свой потенциал, предлагает единственную возможность стать новым человеком. Христос сказал: «Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» [13]. Ведь по природе человек грешен; сознательно живёт вразрез с требованиями вечного Бога, и тем самым, деградирует и губит себя. Все попытки искусственно остановить этот процесс не дали желаемых результатов.

Сын Божий стал человеком для того, чтобы грешный человек мог стать чадом Божьим. Искупительная смерть Христа на Голгофе и Его воскресение создали все необходимые условия для духовного преобразования грешника. «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлён по плоти, но ожив духом» [14]. Люди всех столетий усваивают через преображающее действие Святого Духа новую жизнь во Христе. Рождение свыше — это действие святого Бога в душе человека, в результате чего руководящий принцип его души становится святым, в человеке возрождается образ Божий. «Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое» [15]. Возрождённый становится качественно новым человеком. Руководящий святой принцип души под воздействием Святого Духа задаёт новые мысли, новые цели, новую нравственность. В процессе преображения Святым Духом, возрождённый обновляется по образу Христа «от славы в славу» [16].

Современный человек не может позволить себе такую роскошь, чтобы пренебречь Христом. «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» [17]. В его же интересах предоставить Иисусу право стать центральной Личностью жизни во всех её измерениях. Получив разрешение человека на действие, Иисус проявит Себя в жизни человека. При этом Христос не навязывает Своей помощи.

Для примирения с Богом человеку нужно покаяться, уверовать во Христа и жить по Его учению. Святой Дух в этом ему поможет. Дай Бог, чтобы человечество вняло словам любви Спасителя, ибо в Нём единственная его надежда. Господь Иисус Христос — Современник всех эпох, и конечно же нашей!
 

Источники

  1. Псалтырь 101:28. Цитаты из Библии приводятся по русскому синодальному переводу.
  2. См.: Архимандрит Алипий Догматическое богословие. М., 1997, с. 79.
  3. Книга пророка Малахии 3:6.
  4. См.: Таранов П.С. Анатомия мудрости. Симферополь, 1997, т.2, с. 526.
  5. А.Малинин Лучшие песни, ЗеКо рекордс, 1996.
  6. Книга Иова 19:25.
  7. В послании к Евреям (3:1) русское слово «Посланник» в греческом подлиннике выражено словом «апостол».
  8. Евангелие от Иоанна 6:14.
  9. Послание к Ефесянам 4:11.
  10. Евангелие от Иоанна 14:12.
  11. Евангелие от Иоанна 14:6.
  12. Remaking Eden: Cloning and Beyond in a Brave New World. Lee Silver; Avon 1998.
  13. Евангелие от Иоанна 3:7.
  14. Первое послание Петра 3:18.
  15. Второе послание к Коринфянам 5:17.
  16. Второе послание к Коринфянам 3:18.
  17. Деяния апостолов 4:12.
© 2023 Религиозная организация Христианский центр «Возрождение» евангельских христиан-баптистов Политика конфеденциальности Разработка сайта Agente & Kommunion
Работает на Cornerstone