О двух счастьях*

О двух счастьях*

Более двух с половиной тысяч лет назад пророк Исаия посмотрел вокруг и увидел, что люди ищут счастья и покоя, но ищут не там, где надо. Они бегут на рынок, в места увеселений, тратят бешеные деньги на то, что все равно не даст полного удовлетворения – лишь временное.

И вот пророк вышел к ним и сказал слово, идущее от Бога: «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко. Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком» (Ис 55:1 2).

Исаия в своей проповеди никого не порицает и не изобличает в грехах. Не вырывает из рук пьяницы бутыль с вином, не увещевает обжор, даже не стыдит распутников. В этот момент он закрывает глаза на все это. Лишь спрашивает: «А вы получаете от жизни то, что хотите получить? Почему отвешиваете серебро за то, что не хлеб, и нажитое трудом за то, что не насыщает?»

Если бы пророк Исаия жил в наши дни, он бы, вероятно, встал в Нью-Йорке на перекрестке Сорок второй улицы и Бродвея, а может, в центре Чикаго или на оживленной улице Сан-Франциско и просто спросил бы у мельтешащей, суетливой толпы: «А вы получаете от жизни то, чего вам хочется?» Или спросил бы удачливого коммерсанта, ворочающего огромными капиталами и держащего под контролем целые промышленные отрасли: «А вы, получаете ли то, что хотели бы?»

А мог бы поинтересоваться и у трудовых американцев, рабочих и служащих, уровень жизни которых едва ли не самый высокий за всю историю человечества: «А вы получаете то, чего хотите?» И у молодежи американской тоже спросил бы: «А вы получаете?»

И у американских потребителей, у которых самые красивые дома, самая удобная мебель, самая вкусная еда, самые блестящие и быстрые автомобили, мог бы спросить: «А вы получили, что хотели?»

Исаия не просто задал вопрос, он же на свой вопрос и ответил. Он рассказал людям, что возможен и другой образ жизни, более удовлетворяющий потребностям, – надо только поискать его. Он посоветовал им бросить тщетные поиски сказочных кладов за семью морями да за семью печатями и поискать счастья там, где оно и должно обретаться, – рядом с Богом.

Наш меркантильный мир вечно занят поисками сказочного источника счастья и изобилия. Чем больше мы приобретаем знаний, тем меньше мудрости у нас, похоже, остается. Чем выше у нас достаток, тем скучнее становится жить, раздражение нарастает. Чем больше мирских радостей мы вкушаем, тем меньше удовлетворения доставляет нам жизнь. Бьемся как беспокойные волны о берег: чуть-чуть ухватим радости тут, чуть-чуть там, но нигде – постоянной, такой, чтобы осталась навсегда. И поиски продолжаются! Человек может убить, солгать, украсть и пойти воевать (потворствуя своим амбициям, жажде власти, денег, удовольствий), надеясь таким образом обрести для себя или для группы подобных себе мир, покой и счастье. Но его усилия тщетны.

А в это время внутренний голос подсказывает: «Все это неправильно, мы не для того рождены, у нас другое – лучшее – предназначение». И каждый из нас чувствует – это необъяснимое чувство, – что где-то действительно есть чистый источник, искрометный фонтан счастья, наполняющий жизнь смыслом. Мы твердим себе, что когда-нибудь где-нибудь мы наткнемся на этот потайной родник. А порой только кажется, что вот он, этот драгоценный клад, под рукой, а он ускользает, и мы разочарованы, сбиты с толку, опечалены – и продолжаем искать.

Так вот, надо понять, что существует два вида счастья. Одно приходит к нам, когда обстоятельства благоприятствуют и видимых причин для маломальского беспокойства нет. Беда в том, что подобное счастье мимолетное и мнимое. Стоит обстоятельствам измениться, а так всегда случается, и счастье это улетучивается, исчезает без следа, как утренняя роса при свете дня. К тому же, даже если внешние обстоятельства благоприятны, даже, кажется нам, идеальны, беспокойство может идти изнутри нас, не извне, как будто нас что-то гложет, хочется чего-то, а вот чего – мы и сами не можем понять. Мы говорим, что счастливы, а в глубине души ощущаем, что это лишь временное чувство и, по большому счету, неполное. Да, временами нам кажется, что мы более или менее счастливы, но рано или поздно это проходит. И наша мечта о счастье так и остается мечтой.

Но есть и другое счастье, именно к нему мы и стремимся. Это постоянная, глубокая внутренняя радость и душевный покой, длящийся, не исчезающий ни при каких обстоятельствах. Такое счастье будет с нами, что бы ни встретилось нам на пути, а может, даже еще и усилится в невзгодах. О таком счастье и говорит Христос в Нагорной проповеди, в Заповедях блаженства. И получить это счастье можно только от Господа. Только Он помогает ищущим обрести постоянную, неэфемерную радость.

Счастье, привносящее в жизнь действительный смысл, – не то скоротечное счастье, которое зависит от обстоятельств. Это покой и удовлетворение, наполняющие душу даже среди самых страшных испытаний, при самых неблагоприятных внешних обстоятельствах. Это такое счастье, которое остается с нами даже тогда, когда все идет наперекосяк, а человек улыбается сквозь слезы. Это счастье, которого жаждут наши души, оно не зависит ни от побед, ни от поражений, оно всегда с нами, греет нас изнутри и успокаивает, позволяет ощутить покой и радость; внешние события жизни – хорошие или дурные – его не затрагивают. Такое счастье не нуждается во внешних стимулах.

Возле моего дома есть родник, струя его одинаково ровно бьет во всякое время года. Рядом ревут горные потоки, но он по-прежнему тихо и спокойно журчит. Наступает засуха – он не пересыхает. Он все тот же в любую погоду. Так и счастье, к которому мы стремимся.

Если вы осознаете свою греховность и хотите покаяться, то преклоните колени и скажите Богу: «Господь, я виновен перед Тобой, прости меня ради Сына Твоего Иисуса Христа, я хочу начать новую жизнь, исполни меня Духом Твоим Святым. Аминь».

*Отрывок из книги Б. Грэма «Секрет счастья», М., ХЦ «Возрождение», 2005

 

Автор: Билли Грэм
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»

© 2023 Религиозная организация Христианский центр «Возрождение» евангельских христиан-баптистов Политика конфеденциальности Разработка сайта Agente & Kommunion
Работает на Cornerstone