«Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным» (1 Кор 2:12–13).
«…и Он (Святой Дух. — Ф. Г.), придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде…» (Ин 16:8).
«Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор 1:21–22).
«Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин 16:13).
Cвятой Дух, одно из Лиц Троицы, являет нам Христа. «Он не о Себе скажет, но прославит Меня», — говорит ученикам Иисус. Это исключительное свойство Святого Духа. Бог триедин — Отец, Сын и Дух Святой. В Третьем Лице единого Бога соединено все, что надлежит нам познать «по сю сторону вечности».
Как действует Святой Дух? Во-первых, Он открывает духовные истины в сообразных им понятиях и картинах, сообразует «духовное с духовным» (Кор 2:13). Иначе говоря, Он дает увидеть во Христе Спасителя и постигать Его слово.
Во-вторых, Он обличает «мир о грехе» (Ин 16:8). Обличать — значит показывать зло, называть его. Как известно, не покаешься — не спасешься: тот готов укорять себя, кто открыт благодати. Совесть действует как своего рода духовный нерв. Обожженная рука болит; совершенно так же болит и обожженная грехом душа. Святой Дух будит совесть, будоражит ее, обличает и судит.
Ибо обличать и значит творить суд. Подобно тому как судья разбирает казус и выносит решение, силой Святого Духа мы можем различать, что творится у нас в сердце. Он теребит совесть, взывает к ней, дает почувствовать, насколько мы одиноки и беспомощны в ответах на «последние вопросы», открывает душу милости Христовой.
В-третьих, Святой Дух соединяет нас в Божью семью, «запечатлевает» Отчей любовью. Запечатление — это незримая печать, отметина, знак того, что Бог нас принял. «...на Нем положил печать Свою Отец, Бог» (Ин 6:27), — сказано о Христе в Евангелии от Иоанна. Бог «запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор 1:22), а это апостол Павел пишет обо всех христианах. Иначе говоря, мы — навсегда Христовы. Святой Дух уже сейчас открывает нам «жизнь будущего века».
Но, с другой стороны, и это Его четвертое свойство, Он дает силы пребывать в Божьей любви. «Пребудьте во Мне... — говорит Спаситель ученикам. — Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Ин 15:4, 7). Смысл и тайна праведной жизни состоят в том, чтобы всегда оставаться с Богом, «пребывать в Нем», хранить Ему верность и радоваться Его любви.
Святой Дух преображает наши сердца в святыню. Они становятся домом Божьим. «Не знаете ли, — вопрошает апостол Павел, — что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, которого имеете вы от Бога?..» (1 Кор 6:19). Святой Дух непрестанно напоминает о том, что мы призваны «пребывать во Христе».
Однако Он не только обличает, но и утешает. Каждому, кто придет в покаянии ко Христу, уверует в Его спасительную жертву, осознает себя частью Божьей семьи и пребудет в ней, Святой Дух дарует утешительное знание о принятии и прощении. «вы… приняли Духа усыновления, Которым взываем: “Авва, Отче”!» (Рим 8:15), — пишет апостол. «Авва» младенец произносит еще до того, как научится говорить. «Дух усыновления» свидетельствует нам о том, что мы — дети Творца.
И наконец, Святой Дух дает нам уразуметь слово и деяния Господни, увидеть наше место в Его спасительном замысле. Дух «наставит вас на всякую истину... и будущее возвестит вам» (Ин 16:13), — говорит Христос. Иначе говоря, Он наделяет учеников даром пророчества. Поэтому так важно не только размышлять об искупительной жертве Христовой, но и познавать, как действует в нас Дух и что ожидает мир, когда Господь придет, чтобы собрать свою церковь. Это знание дает надежду, укрепляет и умножает веру.
Прежде чем вознестись к Отцу, Иисус говорит ученикам, что оставляет их, но пошлет Утешителя: «Прежде я был с вами, теперь же вас поведет Дух Святой». Это дар, который пробуждает омертвевшую душу, дает познать Христа, животворит каждого уверовавшего в Него и вовек не отнимется от тех, кто идет за Спасителем.
Отче, славим Тебя за то, что даруешь нам благодать Твоего Духа. Он дает нам познать Христа, назвать Его Господом и Спасителем. Благодарим Тебя за то, что Дух утешения всегда пребывает с нами, и просим, чтобы, ведомые Им, мы не уставали познавать Твои спасительные тайны. Взываем к Тебе во имя Христа, Господа нашего. Аминь.
Автор: Франклин Грэм
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»
© 2023 Религиозная организация Христианский центр «Возрождение» евангельских христиан-баптистов | Политика конфеденциальности | Разработка сайта Agente & Kommunion |