Возрождение/Вера и практика/Статьи/Воля греха - или воля к жизни?

Воля греха - или воля к жизни?

Делающий грех есть раб греха, утверждает Евангелие. Как это понимают в наше время?

Когда мы идем по городу и видим замечательные плоды технической цивилизации, когда нас зовет к себе пестрое изобилие соблазнительных товаров в зеркальных витринах, когда на улицах снуют деловые, энергичные люди и каждый из них излучает уверенность и целеустремленность, может показаться, что общество достигло полного успеха и все его проблемы более или менее решены. И если вместе с тем решены наши личные житейские проблемы, то почему бы не вообразить, что жизнь прекрасна и безоблачна? Так бы оно и было, если бы не один неуместный вопрос, который, как бы мы ни спешили по своим делам, встает перед каждым из нас. Вопрос такой: зачем все это?

Часто люди, которыми мы восхищаемся, — звезды шоу-бизнеса или актеры — делают с экрана телевизора ошеломляющие заявления о том, что жизнь потеряла всякий смысл, что они часто оказываются на грани нервного срыва, в депрессии. Тогда они спрашивают себя: зачем все это? Слава, почет, аплодисменты… Зачем?

Что случается с ними? Почему безнадежность и отчаяние овладевают их сердцами? Существуют, конечно, стандартные объяснения-отговорки: сдают нервы, не сложилась личная жизнь, не стоит чересчур злоупотреблять наркотиками, пить надо меньше. Но это лишь часть правды. Ответ на вопрос, что мне мешает достичь гармоничной жизни, что мешает быть счастливым человеком, прост, хотя и неприятен: грех.

Банально, не так ли? Как сказал руководитель одной из крупнейших  благотворительных организаций Франклин Грэм: слово «грех» стало немодным, во времена так называемого постмодерна его вообще неуместно произносить. Этим словом часто злоупотребляли. Его произносили столь часто, что оно стало «выветриваться», терять свой смысл и свою ясную, трезвую силу. Оно превратилось в пугало, и тогда его решили убрать совсем. Потому что остатки смысла в нем улавливало даже самое огрубевшее ухо.

Воля греха - или воля к жизни?

Тем не менее стоит взглянуть на это слово повнимательнее. Давайте попробуем отказаться от предубеждений и проявить ту же открытость, которую проявляем ко всему, что касается прогрессивных идей. Ведь эти идеи обещают сделать жизнь удобнее, легче, свободнее, обещают решить некоторые проблемы. Попробуем взглянуть на слово «грех» именно с этой точки зрения.

Делающий грех есть раб греха, утверждает Евангелие. Как это понимают в наше время? Сегодня многие чуть ли не с удовольствием говорят: «Я человек грешный» или «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо». Но вряд ли кто с удовольствием скажет: «У меня СПИД» или «У меня рак», или «Я — алкоголик». И мало кому приходит в голову, что по сути это одно и то же, что мы смакуем собственную обреченность. Гордиться тут нечем. Радоваться нечему. Все это смертельно опасно, все это не сулит ничего хорошего. Это одно и то же явление, только обозначенное разными словами.

В греческом языке, на котором написано Евангелие, слово «грех» означает ошибку, промах, попадание мимо цели, заблуждение. Это значит, что я где-то промахнулся мимо своего счастья, мимо душевного и духовного здоровья, мимо своей жизни — истинной и настоящей. Мои недостатки способны управлять мной, точно так же как алкоголиком управляет алкоголь, а наркоманом — наркотик. Можно зависеть от героина, а можно зависеть и от собственной гордыни, эгоизма. И то и другое ведет человека к смерти. Потому что человек призван к иному — к самоотдаче, любви, жизни, свободе. Так уж он устроен, так чувствует его совесть.

«Ах, если б знать, как жить не промахиваясь, я бы выстроил жизнь как надо», — скажут многие. И знание это существует. Живут же некоторые люди с внутренним покоем, со смыслом, с надеждой. Приглядитесь внимательнее, и вы увидите, что эти люди стараются жить по заповедям Бога.

«Но у меня, даже когда я хочу этого, не получается начать новую жизнь, стать другим. Я тот, кто я есть. Я не могу родиться второй раз», — скажет кто-то. В том-то и дело, что человек, готовый сменить греховную жизнь на духовную, рождается второй раз. Об этом рассказывает один эпизод, записанный в Евангелии.

Однажды человек по имени Никодим, образованный и сведущий в религии, обратился к Христу и сказал: «Учитель, я знаю, что Ты пришел от Бога, потому что ты творишь удивительные вещи». А Христос неожиданно отвечает ему: «Истинно говорю тебе, если  кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Слова «Царствие Божие» означают то, о чем всегда мечтал человек. Это царство любви, бессмертия, радости. О десяти заповедях Никодим знал все, но раз он пришел к Христу, значит, ему чего-то не хватало. Оказалось, недостаточно знать правила.

Ни философия, ни наука, ни этика сами по себе не могут решить проблемы счастья. Вход в желанную страну лежит в области духа. И вот интеллектуал того времени Никодим спрашивает Христа, духовного Учителя: «Как мне войти?» А Христос вдруг отвечает: «Тебе надо родиться свыше». Речь идет о таинственном духовном рождении, которое возможно лишь с помощью сверхприродной сущности — Бога, потому что сам человек не может родиться духовно. Спаситель мира, а не кто-то другой научит человека попадать в цель, введет в страну Любви, в Царство Божие уже здесь, на земле, при жизни. И для этого нужно только понять, что перед тобой Тот, кто способен это сделать. Почему же не знал этого Никодим? Потому что интеллектуального знания недостаточно, требуется на деле вверить себя в руки Божьи.

Привычка промахиваться сильна. Еще Достоевский отмечал, что в человеке действуют две воли: воля греха, то есть воля к смерти, и воля Бога — воля к жизни. И как часто человек выбирает первое! Но выход есть, говорит Христос мне, тебе, всему миру. Есть тот самый выход, он же вход в Страну радости, в Страну любви. И он существует не в умозрительных построениях философии, не в политических программах, не в многочисленных спорах, как нам сделать лучше нашу жизнь. Выход в том, чтобы родиться в новую жизнь самому, войти в Страну радости самому, не дожидаясь, пока за тебя кто-то что-то предпримет. Тот, Кто может это сделать, уже все для этого сделал. Он говорит: «Придите ко Мне все, кто зашел в тупик, я даю вам новую жизнь, второе рождение в моем Духе. Нет у человека сил избавиться от своего греха, освободиться от него и войти в свободу. Но у Меня есть эти силы. И я раскрываю вам свои объятья, я даю вам эту силу победы, силу новой жизни. Обопритесь на Меня, доверьтесь Мне, и вы войдете уже здесь, на Земле, в то Царство любви и свободы, Царство радости и бессмертия, которое начинается тут и сейчас в этот момент и которому не будет конца. Просто сделайте шаг покаяния… Я стою и жду вас, мои любимые, мои дети».

Статья опубликована в рамках всероссийского проекта «Надежда есть», поддержанного Министерством культуры Российской Федерации, Комитетом по делам общественных объединений и религиозных организаций ГД и главами христианских церквей России. Наш адрес: 119048, Москва, а/я «Возрождение». Веб-сайт www.vcc.ru; э-почта: info@vcc.ru. Мы вышлем вам Евангелие и набор брошюр «Надежда есть».

© 2023 Религиозная организация Христианский центр «Возрождение» евангельских христиан-баптистов Политика конфеденциальности Разработка сайта Agente & Kommunion
Работает на Cornerstone